Специалисты ГБ МСЭ по Иркутской области на прошлой неделе побывали в особых мастерских, которые открылись недавно в Иркутском реабилитационном техникуме в рамках проекта общественной организации «Солнечный круг».
В этом обществе, в 2015-ом которому исполнится 5 лет, собрались родители детей с особенностями развития: физического, интеллектуального и психического. Сейчас в него входят 17 семей с 18 ребятишками. Все дети разные: по возрасту, развитию, желаниям. Родителей объединяет одна цель – создание в Приангарье системы пожизненного сопровождения их детей. Это программа максимум, отмечает идейный вдохновитель и руководитель «Солнечного круга» Александра Александровна Рыкова, а пока папы и мамы общественного организации стараются сделать жизнь их девочек и мальчиков лучше, проще, радостнее, ведь они просто дети, которые хотят общаться, радоваться, веселиться и познавать мир. Возможности посещать государственные дошкольные и школьные учреждения у ребят с умеренными и тяжёлыми нарушениями развития, проживающих в семьях, нет. Если с особым ребёнком-дошкольником можно записаться в какой-либо кружок, то подростки с ментальными нарушениями такой возможности не имеют.
В конце прошлого года семь представительниц общественных организаций детей-инвалидов, в том числе и «Солнечного круга», побывали в Люнебурге (Германия) в некоммерческой организации «Жизненная помощь», где познакомились с организацией жизни людей с особыми потребностями от рождения до старости. Им показали различные предприятия, учреждения и организации, занимающиеся реабилитацией и интеграцией в общество разновозрастных людей с ограниченными возможностями здоровья: ясли, детский сад, школа, общежитие. В том числе иркутянки увидели мастерские, где люди с ментальными нарушениями работали, выпускали изделия, которые в дальнейшем продавались и приносили доход. Вернувшись, девушки решили, что и им необходимо двигаться дальше, самим решать вопросы обучения и воспитания детей.
В Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поддержали инициативу мам и в начале апреля проект «особые мастерские» начал действовать. Иркутский реабилитационный техникум был выбран не случайно. В его общежитии на Ямской уже три года работают гончарная и ткацкая мастерские. Педагоги учебного заведения называют их «Территория творчества Иринина слобода» в память о бывшем директоре Ирине Яковлевне Кирилловой, созданные по ее инициативе. В этих мастерских организованы дополнительные занятия для учащихся техникума. Уже сегодня изготовленные в них вещи пользуются спросом. А работы некоторых учеников знают не только в области, но и в России.
В особых мастерских один раз в неделю занимаются подростки «Солнечного круга». Они приезжают в них по средам с 14 до 16 часов. Гончарное дело ребятишкам преподает педагог дополнительного образования, руководитель мастерской Елена Васильевна Нагольнова; в ткацкой руководит инструктор по труду техникума Людмила Яковлевна Кислицына.
Не смотря на двухчасовое отведенное время для занятий, ребята в силу своих особенностей занимаются индивидуально – по возможности. Влияние на них оказывают много факторов, в том числе, например, погодные условия. И если сегодня такой ребенок не может ни минуты посидеть спокойно, то завтра он очень сосредоточен и в состоянии выполнить массу работы. Впрочем, такую характеристику можно дать любому ребенку, не зависимо от его особенностей.
В день посещения специалистами ГБ МСЭ особых мастерских Александра Александровна Рыкова не могла налюбоваться на дочь Дарью, которая под присмотром мамы и педагога накрутила из глины калачиков, с помощью формочек вылепила рыбку, сапожек и ангела. А мальчик Сева, наоборот, по сравнению с прошлым занятием никак не мог организоваться, его внимание приковал пустой вращающийся гончарный круг, который он отмыл до блеска, прежде чем начать работать с глиной. Необходимо отметить, что все дети в этих мастерских занимаются в сопровождении кого-то из близких (мама, папа, бабушка или дедушка).
Строгого расписания занятий также не предусмотрено. Обе мастерские открываются в одно время и ребята по желанию переходят из одной в другую, где больше нравится в данный момент. Реабилитационные уроки педагоги начали с самых простых и общедоступных вещей. В ткацкой мастерской дети готовят дранку, затем сматывают ее в клубки, которые в дальнейшем будут использовать на ткацком станке. При такой деятельности хорошо развивается моторика кистей рук. Людмила Яковлевна говорит, что для этих занятий для лучшего восприятия ребят она даже ткань подбирает специально – натуральную (лен, хлопок). В гончарной мастерской используют только местную глину. Стеки для работы все деревянные.
Понятно, что ни педагоги, ни родители не ставят перед собой и детьми громадные цели и задачи. Для них важно общение ребят друг с другом, с новым человеком – педагогом, и, конечно, непосредственно творческий процесс, способствующий умственному и физическому развитию особенных девчонок и мальчишек. Правда, руководитель «Солнечного круга» уже задумывается, чем дальше занять ребят.
Справка В Иркутской области по состоянию на 01.01.2015 зарегистрировано 13037 детей, имеющих категорию «ребенок-инвалид», что составляет 2,4% от всего детского населения области. Уровень первичной детской инвалидности в нашей области стабильно превышает как среднероссийский показатель, так и по Сибирскому федеральному округу. Превалирующими причинами, формирующими первичную детскую инвалидность, неизменно являются три класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения и болезни нервной системы.