Первое в Приангарье отделение дневного пребывания для умственно отсталых детей-инвалидов открылось в столице региона на базе дома-интерната N2. Учреждение расположилось в отдельном двухэтажном здании со своей спортивной детской площадкой.
“Мы открыли детский сад с элементами реабилитации для особенных детей. Теперь их родители смогут пойти на работу, а у ребят появится возможность социализации – общения со своими сверстниками и воспитателями”, – заявил министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов.
По данным ведомства, отделение рассчитано на 20 человек – две группы для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, не имеющих ограничений в передвижении, в возрасте от 4 до 15 лет.
“Дети будут находиться в отделении пять дней в неделю с 10:00 до 16:00 в течение шести месяцев в год”, – пояснили в пресс-службе областного правительства.
В течение этого времени воспитанники специального учреждения будут посещать коррекционно-развивающие занятия, уроки музыки и танцев, пройдут курс лечебной физкультуры и научатся навыкам самообслуживания.
“Заниматься с ребятами будут 30 квалифицированных специалистов: психолог, логопед, воспитатели, специалисты по социальной работе, инструкторы по труду, ЛФК, медицинский персонал, музыкальный руководитель и хореограф. Основным направлением их работы является социально-трудовая адаптация детей-инвалидов”, – уточняется в сообщении правительства Приангарья.
Также сотрудники отделения будут пристально следить за здоровьем своих воспитанников.
“В отделении постоянно будет дежурить медсестра, готовая оказать детям всю необходимую помощь. Также по назначению врача мы можем проводить нашим воспитанникам физиотерапевтические процедуры. Необходимое для этого оборудование у нас имеется”, – сообщил Interfax-Russia.ru директор иркутского детского дома-интерната N2 для умственно отсталых детей Тарас Павлык.
Кроме того, по его словам, на базе нового отделения будет работать и консультант для родителей умственно-отсталых детей.
“Для этого у нас есть отдельно выделенный специалист. Родители умственно-отсталых детей, притом не только тех, кто находится в отделении, могут обратиться к нему за консультацией”, – отметил он.
На первый взгляд перспективы, связанные с открытием в регионе первого специального отделения для умственно-отсталых детей, выглядят весьма оптимистично. Однако у родителей “особых” ребятишек, знающих ситуацию изнутри, по-прежнему остается немало вопросов.
“Внешне отделение нам понравилось. Замечательно, что это отдельно стоящее здание, с прилегающей территорией, со своей детской площадкой, с хорошо оборудованными классами и кабинетами. Но как это все будет работать – вот в чем вопрос. Получается, 6 месяцев ребенок туда ходит, потом этот курс заканчивается, набирают следующих 20 человек, и потом через какое-то время ребенок снова туда может попасть. Но что он будет делать в перерывах между этими курсами?”, – сообщила Interfax-Russia.ru председатель совета Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов “Солнечный круг” Александра Рыкова.
По ее мнению, разовое посещение подобных учреждений каких-то особых результатов, скорее всего, не принесет. Работа с умственно-отсталыми детьми обязательно должна вестись систематически.
Также вопросы у родителей “особых” ребятишек вызывает и время работы специального учреждения.
“Предполагается, что данное отделение должно разгрузить родителей. Но с таким режимом никакой родитель на работу устроиться не сможет. Центр работает с 10:00 до 16:00. То есть утром надо ребенка туда отвезти, в 16:00 уже забрать. Ну, даже если человек куда-то все-таки устроится, допустим, полгода он отработает, а куда дальше?”, – сказала Рыкова.
Как рассказала председатель совета Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов, несколько лет назад на базе этого дома-интерната уже работала группа дневного пребывания для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
“Она работала прямо в основном здании. У меня у самой ребенок с таким диагнозом. Нам предложили место в этой группе, но тогда организовано там все было не очень, поэтому мы от него отказались. А в 2010 году в связи с недобором детей она была расформирована”, – сказала собеседница Interfax-Russia.ru.
Новое отделение для умственно отсталых детей Рыковой нравится, однако туда ее дочь из-за своего диагноза попасть уже не может.
“Сейчас в этот центр набирают детей только с умеренной умственной отсталостью. И это большая проблема для родителей, в том числе и для тех, кто является членом нашей организации. У многих из них у детей тяжелая умственная отсталость, кто-то ограничен по движению. Получается, что дети с тяжелыми умственными нарушениями по-прежнему остаются в четырех стенах”, – сетует председатель организации родителей детей-инвалидов “Солнечный круг”.
“Я считаю, что нужно ориентироваться не на диагноз ребенка, а на его возможности. В каждом ребенке, каким бы он ни был, все равно есть какое-то зерно, которое можно развивать”, – добавила она.
Также Александру Рыкову беспокоит и уровень подготовки специалистов, которые будут работать с “особенными” детьми.
“Я не говорю о том, что там плохие кадры. Нет, в этом доме-интернате работают прекрасные специалисты, именно ориентированные на детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. У них накоплен богатый опыт, в стенах этого дома-интерната. Я знаю, многие специалисты проходили обучение в Москве. Но ведь сейчас диагноз “умственная отсталость” выставляется практически всем. Но, например, детям с аутичными проявлениями нужен свой подход”, – отметила она.
В семье Рыковых проблемы начались, когда дочери Даше было 2,5 года. До семи лет она находилась дома с мамой, а потом стала ходить в общественную организацию — адаптационно-педагогический центр для детей-инвалидов школьного возраста “Прибайкальский талисман”. В 2010 году ее мама решила поменять школу. Все, что смогло предложить государство – группа дневного пребывания в доме-интернате, которая их не устроила.
Семья решила, что Даше будет лучше ходить в реабилитационный центр (школу) “Семейная усадьба”. Здесь она проводит каждый будний день с 9 утра до 6 вечера. Девочка посещает занятия по математике, письму, окружающему миру, где ее учат самым элементарным навыкам: сидеть за партой, рисовать черточки, слушать педагога. Единственное, что не устраивает сейчас Александру Рыкову, — подвальное помещение, в котором находится школа.
“Сейчас моей дочери уже 14 лет. По линии государства кроме этого дома-интерната нам не положено ничего. Все годы ребенок никакой реабилитации от государства не получал. Я искала альтернативы. Вот нашла общественные организации. В одну из них моя дочь ходит до сих пор”, – сказала собеседница Interfax-Russia.ru.
Рыкова не скрывает, что сейчас ее, как и многих других родителей, больше всего беспокоит дальнейшая судьба ее ребенка.
“В новое отделение мою дочь не возьмут, мы не проходим по диагнозу. Посещать занятия в школе, куда она ходит, она сможет еще год. А дальше-то что? Что будет с такими детьми, которые уже становятся молодыми людьми, в том числе и с теми, кто попал в новое отделение? Став взрослыми людьми, они будут вынуждены сидеть дома?”, – переживает она.
“Мы, родители, считаем, что должна быть система пожизненного сопровождения таких детей и людей в будущем. Чтобы прямо с рождения такой ребенок подхватывался всеми социальными службами, медиками, педагогами, и сопровождался по жизни. Сначала он, например, посещал бы какие-то группы ранней помощи, потом его подхватывала соответствующая дошкольная структура и так далее. То есть, по сути, для развития умственно отсталых детей нужно создавать такие же условия, которые есть сегодня для развития обычных детей”, – заключила председатель совета Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов “Солнечный круг” Александра Рыкова.
Обозреватель Наталья Пономарева